Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
Должности руководителей
Должностные обязанности:
- Организует работу сектора.
- Участвует в разработке предложений к проектам программ развития архива и планам работы архива по направлению деятельности сектора, участвует в их реализации.
- Составляет планы работы сектора и отчеты о проделанной работе.
- Устанавливает плановые задания работникам сектора, контролирует их выполнение.
- Участвует в подготовке проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность сектора.
- Участвует в проведении научных исследований и методических разработок по направлению деятельности сектора, обеспечивает их внедрение.
- Консультирует по вопросам, относящимся к деятельности сектора.
- Участвует в организации работы по обеспечению сохранности документов и их рациональному размещению в архивохранилищах.
- Организует проведение целевой экспертизы ценности документов.
- Ведет основные учетные документы.
- Проводит прием документов на постоянное и временное хранение.
- Организует работу по проверке наличия и физического состояния документов, отбору их для реставрации, дезинфекции, дезинсекции, страхового копирования и переплетных работ, контролирует качество их проведения.
- Осуществляет контроль соблюдения нормативных условий и режимов хранения документов.
- Составляет списки юридических и физических лиц, являющихся источниками комплектования архива.
- Ведет переговоры с негосударственными организациями и физическими лицами - потенциальными источниками комплектования.
- Оказывает методическую и практическую помощь специалистам архивов и служб делопроизводства организаций - источников комплектования.
- Участвует в отборе и передаче документов на постоянное хранение.
- Организует ведение государственного учета документов профиля архива, временно хранящихся в организациях - источниках комплектования.
- Участвует в работе по паспортизации архивов организаций.
- Участвует в заключении и выполнении договоров с организациями об упорядочении документов и оказании им других услуг.
- Проводит работу по выявлению документов российского происхождения и по истории России, находящихся за рубежом.
- Ведет научное описание документов архива, усовершенствование и переработку описей.
- Проводит работу по созданию и ведению каталогов и баз данных по документам архива.
- Осуществляет тематическую разработку фондов архива.
- Осуществляет подготовку справочно-информационных изданий о составе и содержании документов архива.
- Участвует в подготовке материалов для рассекречивания архивных документов.
- Организует работу по внедрению в архиве автоматизированных архивных технологий.
- Осуществляет анализ, учет состояния и эффективность использования справочно-поисковых средств архива.
- Организует обеспечение доступа потребителей документной информации к справочно-поисковым средствам архива.
- Проводит экскурсии по архиву.
- Участвует в организации выставок документов, подготовке материалов для периодических изданий и средств массовой информации.
- Ведет работу по изданию архивных справочников.
- Готовит для государственных и негосударственных организаций информационные письма, содержащие сведения об имеющихся в архиве документах по определенной тематике.
- Организует и участвует в исполнении поступающих в архив наиболее сложных запросов различного характера.
- Участвует в организации работы читального зала архива.
- Осуществляет функции ответственного составителя документальных публикаций, участвует в подготовке к изданию документов.
- Проводит выявление и отбор документов для публикаций, археографическое оформление, комментирование документов.
- Составляет научно-справочный аппарат к документальным публикациям.
- Осуществляет научное редактирование публикаций.
- Осуществляет чтение, датировку и описание архивных документов.
- Участвует в подготовке к изданию древних документов.
- Изучает внешние признаки документов, устанавливает их подлинность, определяет их палеографические, языковые и другие особенности.
- Участвует в осуществлении мероприятий по укрытию и эвакуации документов в особый период, спасению документов в чрезвычайных ситуациях.
- Обеспечивает работу экспертной, методической (экспертно-проверочной, экспертно-методической) комиссий, контролирует выполнение их решений.
Должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отношения в сфере архивного дела;
- нормативные и методические документы, касающиеся деятельности архива;
- вспомогательные исторические дисциплины;
- текстологию;
- состав и содержание комплекса документов, хранящихся в архиве;
- системы хранения и классификации архивных документов;
- нормативы условий и режимов документов;
- виды справочно-поисковых средств архива;
- основы организации труда и управления;
- порядок составления планово-отчетной документации;
- отечественный и зарубежный опыт в области архивоведения и документоведения;
- основы документационного обеспечения управления;
- основы применения компьютерной техники;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 2 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 3 лет либо высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 3 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 4 лет.