Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
Должности руководителей
Должностные обязанности:
- Руководит работой архива (архивного отдела) муниципального образования, ведомства, организации (далее -архив).
- Разрабатывает программы развития и планы работы архива.
- Руководит подготовкой проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность архива.
- Организует разработку методических документов с целью совершенствования работы архива, контролирует их внедрение в практику.
- Ведет основные учетные документы архива.
- Организует и координирует работу специалистов по обеспечению сохранности документов архива и их рациональному размещению.
- Осуществляет контроль соблюдения нормативных условий и режимов хранения документов.
- Проводит работу по проверке наличия и физического состояния документов, отбору их для реставрации, дезинфекции, дезинсекции, страхового копирования и переплетных работ, контролирует качество их проведения.
- Осуществляет учет и розыск необнаруженных дел архива, выявление и учет особо ценных документов.
- Составляет списки юридических и физических лиц, являющихся источниками комплектования архива.
- Ведет переговоры с негосударственными организациями и физическими лицами - потенциальными источниками комплектования.
- Оказывает методическую и практическую помощь в делопроизводстве структурным подразделениям администрации муниципального образования, ведомства, организации или организациям - источникам комплектования архива.
- Проводит прием документов на постоянное, временное и депозитарное хранение.
- Организует работу экспертной комиссии.
- Организует отбор и передачу документов на постоянное хранение.
- Ведет учет документов, временно хранящихся в организациях - источниках комплектования архива.
- Осуществляет контроль за документами, хранящимися в структурных подразделениях администрации муниципального образования, ведомства, организации.
- Участвует в заключении и выполнении договоров с организациями об упорядочении документов и оказании им других платных услуг.
- Участвует в подготовке договоров о сотрудничестве и координации деятельности администрации муниципального образования и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.
- Обеспечивает заключение договоров о сотрудничестве администрации муниципального образования с организациями федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и частной собственности в вопросах, относящихся к компетенции архива.
- Организует и проводит работу по научному описанию документов архива, усовершенствованию и переработке описей, созданию и ведению каталогов и баз данных.
- Осуществляет тематическую разработку документов фондов архива.
- Организует и осуществляет подготовку справочно-информационных изданий о составе и содержании документов архива.
- Способствует внедрению в работу архива автоматизированных архивных технологий.
- Осуществляет анализ, учет состояния и эффективность использования справочно-поисковых средств архива.
- Обеспечивает доступ потребителей документной информации к справочно-поисковым средствам архива.
- Обеспечивает использование документов архива, в том числе исполняет поступающие в архив запросы различного характера.
- Организует выставки документов.
- Готовит материалы для составления сборников документов, использования их в периодических изданиях и средствах массовой информации.
- Организует работу читального зала архива.
- Взаимодействует с музеями муниципального района (городского округа) в проведении информационных мероприятий краеведческого характера.
- Участвует в мобилизационной подготовке архива, осуществлении мероприятий по укрытию и эвакуации документов в особый период, спасению документов в чрезвычайных ситуациях.
- Способствует внедрению в практику работы современных научных и методических разработок.
Должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отношения в сфере архивного дела;
- нормативные и методические документы, касающиеся деятельности архива;
- состав и содержание комплекса документов, хранящихся в архиве;
- нормативы условий и режимов хранения документов;
- виды справочно-поисковых средств архива;
- основы трудового законодательства;
- основы организации труда и управления;
- порядок составления планово-отчетной документации;
- отечественный и зарубежный опыт в области архивоведения и документоведения;
- основы документационного обеспечения управления;
- основы применения компьютерной техники;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 2 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 3 лет либо высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 3 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 4 лет.
Должности специалистов