Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
Должности руководителей
Должностные обязанности:
- Участвует в разработке предложений к проектам программ развития и планам работы архива и соответствующего структурного подразделения архива, участвует в их реализации.
- Составляет отчеты о проделанной работе.
- Участвует в подготовке проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность структурного подразделения архива.
- Участвует в проведении научных исследований и методических разработок по направлению деятельности структурного подразделения архива, способствует их внедрению в практику работы.
- Консультирует по вопросам, относящимся к его компетенции.
- Ведет работу по обеспечению сохранности документов и их рациональному размещению в архивохранилищах.
- Проводит целевую экспертизу ценности документов, выявление и отбор уникальных и особо ценных документов.
- Ведет работу по проверке наличия и физического состояния документов, отбору их для реставрации, дезинфекции, дезинсекции, переплетных работ, контролирует качество их проведения.
- Выявляет документы с угасающими текстами для создания страхового фонда.
- Осуществляет учет и розыск необнаруженных дел.
- Ведет основные учетные документы.
- Осуществляет контроль соблюдения нормативных условий и режимов хранения документов.
- Составляет списки юридических и физических лиц, являющихся источниками комплектования архива.
- Проводит прием документов на постоянное и временное хранение.
- Ведет переговоры с негосударственными организациями и физическими лицами - потенциальными источниками комплектования.
- Оказывает методическую и практическую помощь специалистам архивов и служб делопроизводства организаций - источников комплектования.
- Ведет государственный учет документов профиля архива, временно хранящихся в организациях - источниках комплектования.
- Участвует в работе по паспортизации архивов организаций - источников комплектования.
- Участвует в заключении и выполнении договоров с организациями об упорядочении документов и оказании им других услуг.
- Проводит работу по выявлению документов российского происхождения и по истории России, находящихся за рубежом.
- Ведет научное описание документов архива, усовершенствование и переработку описей.
- Проводит работу по созданию и ведению каталогов и баз данных по документам архива.
- Осуществляет тематическую разработку фондов архива.
- Осуществляет подготовку справочно-информационных изданий о составе и содержании документов архива.
- Участвует в подготовке материалов для рассекречивания архивных документов.
- Участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.
- Осуществляет анализ, учет состояния и эффективность использования справочно-поисковых средств архива.
- Обеспечивает доступ потребителей документной информации к справочно-поисковым средствам архива.
- Участвует в работе по проведению исследований в области использования архивных документов, изучению интенсивности и эффективности использования документов архива.
- Проводит экскурсии по архиву.
- Участвует в организации выставок документов, подготовке материалов для периодических изданий и средств массовой информации.
- Ведет работу по изданию архивных справочников.
- Готовит для государственных и негосударственных организаций информационные письма, содержащие сведения об имеющихся в архиве документах по определенной тематике.
- Исполняет поступающие в архив наиболее сложные запросы различного характера.
- Участвует в организации работы читального зала архива.
- Осуществляет функции ответственного составителя документальных публикаций, участвует в подготовке к изданию документов.
- Ведет выявление и отбор документов для публикаций, археографическое оформление, комментирование документов.
- Ведет составление научно-справочного аппарата к документальным публикациям.
- Осуществляет научное редактирование публикаций.
- Осуществляет чтение, датировку и описание архивных документов.
- Изучает внешние признаки документов, устанавливает их подлинность, определяет их палеографические, языковые и другие особенности.
- Участвует в подготовке к изданию древних документов.
- Участвует в организации и координации методической работы в архиве.
- Участвует в разработке методических документов и контроле их внедрения.
- Оказывает методическую помощь структурным подразделениям архива в выполнении плановых заданий и программ.
- Способствует внедрению в практику работы архива современных научных и методических разработок.
- Готовит предложения по совершенствованию методического обеспечения деятельности архива.
- Участвует в осуществлении мероприятий по укрытию и эвакуации документов в особый период, спасению документов в чрезвычайных ситуациях.
- Обеспечивает работу экспертной, методической (экспертно-проверочной, экспертно-методической) комиссий, контролирует выполнение их решений.
Должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отношения в сфере архивного дела;
- нормативные и методические документы, касающиеся деятельности архива;
- вспомогательные исторические дисциплины;
- текстологию;
- состав и содержание комплекса документов, хранящихся в архиве;
- системы хранения и классификации архивных документов;
- нормативы условий и режимов хранения документов;
- виды справочно-поисковых средств архива;
- основы организации труда и управления;
- порядок составления планово-отчетной документации;
- отечественный и зарубежный опыт в области архивоведения и документоведения;
- основы документационного обеспечения управления;
- основы применения компьютерной техники;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 2 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 3 лет либо высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 3 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 4 лет.