Конечная цель любого тренингового процесса – повышение эффективности и производительности организации заказчика. Процесс оценки способствует определению того, насколько достигнута эта цель. В целом, процесс оценки предполагает реализацию двух тесно взаимосвязанных задач:
- Установить, способствовал ли тренинг совершенствованию знаний, навыков и установок
- Установить, осуществлялась ли реализация тренинга должным образом
Качество большинства услуг может быть определено посредством сопоставления целей и конечного результата. В отношении тренинга это проблема представляется гораздо более трудноразрешимой по ряду причин:
- Сложнее измерить показатели планируемых тренинговых мероприятий
- Результаты тренинга (успех/провал) являются отсроченными во времени
Достаточно трудно различить влияние непосредственно тренинга от влияния других факторов: предыдущие тренинги, профессиональный опыт, установки по отношению к тренеру.
Процесс оценки должен быть реализован на всех этапах тренингового процесса: от исследования потребности в тренинге до завершения тренинговой программы.
Читайте также: Профессии, связанные с иностранным языком
Основные элементы тренингового процесса, на которые должна быть направлена оценка в первую очередь, это: цели, содержание, методы, ресурсы, оборудование, организационные условия, продолжительность, соотносимость с практической деятельностью, тренер, руководитель программы, затраты и т.д.
Четыре уровня оценочного критерия (Kirkpatrick):
- Обратная связь со стороны участников: мнение участников в отношении материалов, оборудования, методов, содержания, компетентности тренера и т.д.
- Объем освоенных: ЗУН, компетенций, позитивных установок.
- Пост-тренинговое поведение: изменения в профессиональной активности, совершенствование профессиональной деятельности, повышение эффективности.
- Конкретные результаты: сокращение издержек, повышение производительности труда.
Четыре оценочных фазы (Warr, Bird и Rackham):
1. Оценка контекста: получение и использование оперативной информации относительно потребностей в тренинге и целей.
Цели могут быть представлены в рамках трех категорий:
- Незамедлительные: навыки, знания и установки, которые должны быть освоены в рамках тренинга
- Промежуточные: изменения в профессиональной активности
- Конечные: долгосрочные изменения в рамках всей организации
2. Первоначальная оценка: первоначальные решения относительно различных варрантов разработки тренинга (размер, тренера, методы, средства, организация)
3. Оценка реакции: мнение участников о тренинге 4. Оценка результата: какие очевидные изменения наблюдаются с течением времени? Не будучи исчерпывающими, ключевые вопросы, которые должны быть заданы лицами, ответственными за реализацию каждого уровня оценки представлены ниже:
Оценка контекста
- Что должно быть изменено?
- Является ли тренинг наилучшим решением?
- Верно ли установлены цели?
- Является ли анализ потребностей в тренинге исчерпывающим?
- Являются ли цели четкими, достижимыми и измеримыми?
- Какие способы доступны для измерения незамедлительных, промежуточных и конечных целей?
Первоначальная оценка
- Какие наиболее эффективные процедуры, применимые для достижения желаемых изменений?
- Какой должна быть продолжительность тренинга?
- Каковы сильные и слабые стороны различных тренинговых методов?
- Каковы результаты от сходных сессий?
- Является ли необходимым внешнее обучение?
- Каким должно быть содержание программы, и почему?
- Отражает ли содержание цели тренинга?
Оценка реакции
- Каково мнение участников о тренинге?
- Есть ли необходимость проводить финальный тест по окончанию тренинговой программы?
- Есть ли да, должен ли он быть анонимным?
- Необходимо ли проводить оценку по каждой сессии или только по окончанию всего тренинга?
- Должна ли оценка производиться на основе какой-либо шкалы или опросника?
- Должны ли ответы быть преобразованы в численную шкалу для произведения сравнений?
- Каким должно быть содержание оценочного анализа?
- Должны ли результаты быть сообщены менеджеру программы в интересах дальнейших улучшений?
Оценка результата
Незамедлительные:
- Какие изменения произошли в отношении знаний, навыков и установок?
- Каков наилучший способ измерения изменений?
Промежуточные:
- Какие изменения произошли в отношении профессиональной активности?
- Каковы свидетельства того, что позитивные изменения произошли именно в результате тренинга?
Конечные:
- Каким образом совершенствование профессиональной активности способствует развитию организации?
- Каково было оказано влияние на общую эффективность?
Тем не менее, зачастую оценка тренинговой программы реализуется достаточно формально и характеризуется недостатком объективного критерия или специфических процедур оценки.
Читайте также: Профессии, связанные с экономикой
Кроме этого, необходимо совершенствовать методы пост-тренинговой оценки для того, чтобы, в первую очередь, определить, каким образом применяются полученные в рамках тренинга знания, и адаптировать некоторые модули и темы сравнительного непрерывного обучения.
Возможно Вас заинтересуют: