Как провести ситуационное интервью
Что это...
Case-метод (от англ. case — случай, ситуация) проведения собеседования — один из наиболее действенных способов получить ту информацию о соискателе, которую невозможно извлечь из резюме. Ситуационное интервью прольет свет, например, на способность кандидата к анализу, его умение применять теоретические знания на практике и нестандартность мышления.
Как известно, кейс — это ситуация, рассказывающая о событиях в конкретной компании и содержащая в себе проблему, либо смоделированная вымышленная ситуация, которая могла бы произойти в реальности. Обучение с использованием кейсов применяется в бизнес-школах уже достаточно давно и является очень эффективным, поскольку дает практические навыки. Этот метод полезен не только в учении, но и в бою: его успешно используют в своей практике менеджеры по подбору персонала.
«Сегодня профессиональный HR-специалист не может обойтись в ходе собеседования без элементов case-интервью, — считает руководитель отдела recruitment рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Степанова. — Это помогает быстрее понять уровень мастерства кандидата, степень соответствия соискателя ценностям организации-работодателя и даже просто определить его индивидуально-личные качества и ценности».
...И зачем нужно?
Принцип построения кейсового интервью определяется прежде всего его целями. Кейсы выбираются в зависимости от того, какие качества потенциального сотрудника интересуют работодателя. Например, в компании с сильной корпоративной культурой в ходе собеседования целесообразно будет выяснить, насколько кандидат коммуникабелен, склонен ли к конфликтам.
Ситуационное интервью хорошо тем, что соискатель не сможет к нему подготовиться. «Многие кейсы автоматически исключают односложные ответы, — комментирует Ольга Степанова. — И, кстати, бывают полезными для самого кандидата, который самостоятельно и объективно может оценить свои возможности и сделать выводы, над чем стоит поработать».
Действительно, любого кандидата необходимо разговорить. Ответов на традиционные вопросы вряд ли будет достаточно для формирования объективной оценки. «Предпочитаю предлагать кейс, максимально далекий от отрасли и сферы деятельности кандидата, — подчеркивает Ольга Степанова. — Именно поэтому легко установить степень искренности и профессионализма интервьюируемого. Когда я хочу проверить, насколько талантлив и опытен соискатель и насколько быстро он умеет принимать решения, то могу задать вопрос: «У нас куры плохо продаются, не знаем что делать. Что Вы посоветуете?» И ответ кандидата сразу все ставит на свои места».
Чаще всего собеседование по методу кейса проводится для кандидатов, которые ищут работу в сфере торговли или претендуют на позицию управляющего. Эти два вида деятельности немыслимы без работы с людьми. Поэтому кадровики предпочитают уже во время первого интервью проверить, как соискатель будет вести себя в той или иной ситуации.
Кейс для сейлза
Ситуационное интервью как метод подбора менеджеров по продажам обычно практикуется в крупных компаниях, где уровень стресса при общении с клиентами зашкаливает.
Самый простой и предсказуемый кейс, который можно предложить кандидату, начинается со слов «Продайте мне...». Уровень сложности кейса варьируется в зависимости от предложенного товара: мобильный телефон продаст почти любой, а вот велосипед без колес — только талантливый сейлз. Если соискатель в совершенстве владеет техникой продаж, то он вспомнит и о том, что изначально нужно знать о потребностях клиента, а потом уже пытаться продать ему товар.
Кейсы, предполагающие общение с клиентом, расскажут о том, знает ли кандидат специфику продаж, а также о его стрессоустойчивости и умении вести переговоры. Например, имеет место ситуация, когда клиент требует у продавца такую скидку, которую тот не может предоставить. Хороший продавец найдет не менее трех вариантов выхода из положения.
«Иногда нужно уточнить степень стрессоустойчивости, и можно сымитировать ситуацию стресса, предложив кандидату абсурдные продажи или абсурдную рекламу, например, очков без линз», — говорит Ольга Степанова.
Для проверки креативности и умения оценивать ситуацию с разных ракурсов можно задать такие вопросы: «Что важнее на переговорах — говорить или слушать?» или «Клиент говорит, что товар дорого стоит. Почему он это говорит?»
Кейс-рояль
Помимо проверки сейлзов, к ситуационному интервью часто прибегают для подбора персонала на топовые позиции. Управленцу любого уровня необходима в работе и стрессоустойчивость, и дипломатичность, ведь от обстановки в коллективе зависит успех любого рабочего процесса. Своим опытом в составлении кейсов для руководителей поделились представители известных кадровых агентств.
Рассказывает директор департамента организационного развития и управления персоналом холдинга «АНКОР» Яна Лейкина:
«При составлении кейсов чаще всего мы используем следующие методики:
- 1. При создании кейса кандидату дается избыточная информация. В ограниченное время соискатель должен выделить из нее ключевую информацию и найти верное решение.
- 2. Вторая методика — информационный конфликт, который требует от кандидата выбора на ценностном уровне. В этой ситуации изначально нет правильного решения, а выбор того или иного пути зависит от индивидуальных ценностей и мотивов кандидата. Таким образом можно диагностировать не только квалификационные умения соискателя, но и определить карту его мотивов, чем он будет руководствоваться в стрессовой ситуации.
- 3. Третья методика — это недостаточность информации для решения кейса. В этой ситуации кандидату необходимо проявить активность и самому заявить о том, что информации недостаточно. Метод позволяет выявить уровень ответственности и активности кандидата.
- 4. Четвертая методика заключается в наличии нескольких решений кейса. Метод позволяет понять, насколько мышление кандидата является гибким и структурным, готов ли он работать с разными сценариями бизнеса».
А менеджер по работе с клиентами компании Coleman Services Максим Антонов поделился примером конкретного кейса: «Вы стажер на позиции управляющего гипермаркетом. Ваш руководитель — управляющий гипермаркетом — уезжает на 2 недели. Вы остаетесь один в качестве руководителя. Некоторые из подчиненных начинают тихонько роптать и саботировать ваши распоряжения: он нам ничего не сделает, он же временщик. Постажируется и уйдет. Возникает такая ситуация: выкладку только что разгруженного товара нужно сделать до 22:00, но один из бригадиров говорит, что в принципе товар никуда не убежит и выкладку можно сделать завтра утром. Как вы будете действовать?»
Кейсовое интервью — прекрасный метод проведения собеседования. Но, безусловно, способ этот не единственный и возможности полностью раскрыть потенциал кандидата он не даст. По словам Яны Лейкиной, использование на собеседовании только одного кейсового метода не является достаточным инструментом для оценки кандидата. Не стоит рассматривать кейс как главный критерий в оценке персонала. Лучше воспринимать его как дополнительную (хотя и эффективную) возможность получить нужную информацию о профессиональных навыках кандидата.