Иметь или не иметь?
В нашей стране не существует традиции запасаться рекомендательными письмами для большинства вакансий за исключением разве что домашнего персонала. И если искать ответ на вопрос, почему у нас отсутствует практика использования таких документов, то можно выделить несколько причин:
- Не сформирована кадровая культура в целом, люди редко расстаются по-доброму. Причем плохому сотруднику, которого уговаривают написать «по собственному», с большим удовольствием дадут прекрасные рекомендации, чем хорошему, поскольку работодатель не хочет его терять.
- Нет единой системы кадрового делопроизводства: та, которая была в советские времена, уже разрушена, а новая еще не создана. В отделе персонала часто работают по совместительству бухгалтер или секретарь . Они порой не знают, как заполнить трудовую книжку, — что уж говорить о правилах составления рекомендательного письма.
- Любой бумажный документ не столь информативен, как телефонный разговор. В беседе можно передать какие-то нюансы или поделиться сведениями, не подлежащими широкой огласке, которые не хочется сохранять в письменном виде.
В российской практике рекомендации в любом виде не имеют большого значения при трудоустройстве: наличие будет плюсом, но не сыграет решающей роли.
О неоднозначности отечественного кадрового рынка говорит и PR-директор рекрутинговой компании Pride Consulting Group Андрей Месечко: «Так сложилось, что в российской практике рекомендации в любом виде не имеют большого значения при трудоустройстве: наличие будет плюсом, но не сыграет решающей роли.
А вот крупные транснациональные компании целенаправленно занимаются их получением, поскольку во многих странах такой документ является столь же необходимой составляющей трудоустройства, как и резюме. Это можно подтвердить случаем из нашей практики.
Читайте также: Профессии, связанные с дизайном
Крупная международная компания искала специалиста на позицию директора по качеству. Из нескольких представленных и прошедших собеседования кандидатов один стопроцентно устраивал работодателя. Однако предложения не последовало, поскольку в ходе сбора рекомендаций были получены отрицательные отзывы.
Разбираться и докапываться до сути никто не стал: негативный комментарий был весомым аргументом для отказа. Однако надо подчеркнуть, что речь идет о позициях топ-уровня, при поиске специалистов на которые компании проявляют особенную осторожность. В большинстве же случаев рекрутеры прислушиваются к собственной интуиции.
Если кандидат не произвел впечатления при личной встрече, вряд ли HR-менеджеры обратят внимание на положительные рекомендации и займутся поиском дополнительной информации с целью как-то скорректировать свое мнение или подтвердить его.
Читайте также: Профессии, связанные с химией
Другое дело, если соискатель понравился, и его опыт и навыки соответствуют требованиям. В таком случае нейтральный или отрицательный отзыв со стороны бывшего руководителя будет поводом подробнее разобраться в причинно-следственных связях: например, получить сведения с более ранних мест работы или каким-то иным способом попробовать устранить разрыв между собственной оценкой кандидата и мнением о нем других людей».
Наталья Валдаева, руководитель банковской практики рекрутинговой компании MarksMan, добавляет: «Рекомендательное письмо — очень редкое явление на российском рынке труда. Возможно, причина в том, что этой форме передачи информации просто не доверяют, ведь, как правило, все сводится к тому, что человек сам пишет себе рекомендацию, а HR или руководитель ее просто подписывает.
И все-таки проверить кандидата, запросив информацию с предыдущих мест работы, стараются многие компании. В моей практике было немало случаев, когда соискатель проходил множество собеседований, но ему в итоге отказывали из-за плохих отзывов.
Читайте также: Сопроводительное письмо маркетолога
Например, совсем недавно произошла ситуация, когда кандидат прошел 5 интервью, мы получили на него 3 хорошие рекомендации, но в одной компании сказали: „Без комментариев“. В итоге кандидату отказали. Сложно определить, что стало причиной — наличие альтернативного соискателя с безупречными характеристиками, или этот ответ наслоился на какие-то другие сомнения заказчиков.
Но было и наоборот: мы получили не очень хорошие отзывы практически со всех предыдущих мест работы, а кандидату все равно сделали предложение, и он вышел к нашему заказчику. Решение это далось непросто, но соискатель очень хорошо себя „продал“ и смог убедить потенциальных работодателей, что именно он — тот человек, который им нужен на данном этапе.
Разумеется, перед тем как подписать предложение о работе, с ним все-таки провели разговор о неоднозначных рекомендациях. На данный момент, хотя прошло и не так много времени, претензий к этому сотруднику не возникало».
Читайте также: Фотограф. Из личного опыта
Причин, по которым срабатывает или, наоборот, не срабатывает рекомендация, может быть множество: работодатель счел слишком хвалебные отзывы неискренними; компания, которая, скажем, не рекомендует кандидата, сама пользуется не очень хорошей славой, и, соответственно, информация, поступающая оттуда, воспринимается с точностью до наоборот.
Быть может, в каких-то случаях работодатель рассуждает, согласно поговорке: «За одного битого двух небитых дают», выбирая человека, который имеет в том числе и негативный опыт. Да и личный контакт всегда играет непоследнюю роль.
Поэтому, решив запастись рекомендательными письмами, необходимо помнить, что они могут произвести неоднозначное впечатление. И все же есть ситуации, когда они нужны или просто могут пригодиться: Даже с увольняющимся сотрудником имеет смысл сохранять доброжелательные отношения, особенно если он является настоящим профессионалом.
- Вы устраиваетесь в иностранную или совместную компанию, а также туда, где внедряются принципы западного ведения бизнеса.
- Вы собираетесь трудоустраиваться в крупную организацию. Как известно, в таких местах менеджеры по подбору персонала и служба безопасности проводят обязательную проверку благонадежности кандидата, обзванивая его предыдущих работодателей. В данном случае получается, что вы уже сделали за них часть работы, а значит, они будут относиться к вам благосклоннее, чем к другим.
- Вы не хотите долго доказывать на новой работе, что со старой ушли полюбовно и расстались в хороших отношениях. Рекомендательное письмо скажет это за вас.
Ликбез для менеджеров по персоналу
Теперь пришла пора в деталях поговорить о том, как должен выглядеть этот документ. Но прежде хочется посоветовать рекрутерам: расставаясь с хорошим специалистом, напишите ему рекомендательное письмо.
Даже с увольняющимся сотрудником имеет смысл сохранять доброжелательные отношения, особенно если он является настоящим профессионалом — связи с такими людьми высоко ценятся в бизнесе.
Второй, не менее важный момент — наличие рекомендательного письма у пришедших от вас сотрудников создает компании положительный имидж, подчеркивает хорошую кадровую политику и, разумеется, ваш личный профессионализм.
Читайте также: Помощник машиниста локомотива. Из личного опыта
Если вы знаете о заслугах сотрудника и полученных им благодарностях от руководства, то можете взять составление текста рекомендации на себя. В противном случае будет лучше, если человек сделает это сам, так как он может больше рассказать о деталях своей работы и точнее их передать.
Но для того, чтобы письмо имело солидный вид и создавало компании правильную репутацию, особенно если работник переходит в иностранную фирму, постарайтесь соблюсти все формальности. Вот набор практических советов от Натальи Валдаевой:
- Классическое рекомендательное письмо должно быть написано на бланке компании.
- Информация такого рода обычно имеет гриф «Строго конфиденциально».
- В шапке прописывается ФИО рекомендуемого, позиция, которую он занимал, ФИО рекомендателя, его контактный телефон.
- Перечень основных сведений о кандидате может быть представлен в виде сводного списка ответов на вопросы или в виде связного текста, для которого данные вопросы могли бы послужить ориентиром.
- В какое время он/она работал в вашей компании?
- Характер ваших отношений с ним/ней (подчиненный, коллега, начальник).
- Как бы вы сравнили его/ее результаты с другими сотрудниками на аналогичных позициях?
- Сколько в команде/департаменте было человек?
- Кого бы вы выделили как самого успешного специалиста?
- В чем он/она (наш кандидат) был менее результативен? Могли бы вы конкретизировать?
- Как бы вы охарактеризовали его/ее отношение к работе? Уточнить о переработках: когда необходимо было задержаться на работе, отказывался ли он/она? Были ли проблемы с посещаемостью: отпуск в сложный для компании период или во время незавершенных/горящих проектов?.
- Как у него/нее складывались отношения в коллективе?
- Кроме коллег вашего отдела/департамента ему/ей приходилось общаться с кем-нибудь еще? Как складывались с ними отношения?
- Были ли случаи, когда он/она вел себя некорректно в отношении коллег (повышал голос, провоцировал конфликты, выдавал чужие идеи за свои, был негибок в спорных ситуациях и т.д.)? В чем конкретно не складывались отношения?
- Почему он/она покинул вашу компанию?
- Каковы были его/ее основные достижения (измеримые и неизмеримые)?
- Каковы, на ваш взгляд, его/ее сильные стороны?
- Какие его/ее качества или навыки нуждаются в улучшении?
- Был ли он/она надежным сотрудником (могли бы вы поручить ему любое дело и быть спокойным за результат? Приведите пример)?
- Хотели бы вы нанять его/ее снова? (Если нет, то почему именно).
- В заключение необходимо написать дату и поставить все необходимые подписи и печати.
При составлении рекомендательного письма постарайтесь избегать общих фраз, характеристик вроде плохой/хороший и излишнего пафоса. Более объективными выглядят письма, написанные в строгом стиле, содержащие объективную оценку деловых качеств кандидата.
Читайте также: Специалист ГО. Из личного опыта
Сам себе рекомендатель
Законодательство не обязывает работодателей давать рекомендации на увольняющихся сотрудников. Как уже говорилось выше, в большинстве случаев кандидат сам составляет себе рекомендацию, а потом уже подписывает ее в отделе кадров и у непосредственного руководителя.
Ничего предосудительного в этом нет. Кто, как не сам соискатель, может знать, какие обязанности он выполнял? Приврать ему не дадут, ведь письмо будет написано на фирменном бланке компании и иметь документальное подтверждение подлинности.
«Это довольно распространенная практика, когда специалист сам готовит вариант рекомендательного письма, а потом отдает его рекомендателю. Последний вносит правки, если считает необходимым, и подписывает, — считает Андрей Месечко. — Составляя письмо, необходимо учесть, что оно должно содержать следующие элементы:
- персональные и контактные данные рекомендателя (ФИО, название компании, должность, телефон, адрес электронной почты);
- персональные данные (ФИО) кандидата, должность в которой он работал, продолжительность работы (ФИО работал в компании... в должности... в период с... по...);
- краткое описание должностных обязанностей;
- описание существенных достижений (за время работы ФИО проявил себя как... например, высококвалифицированный специалист. Среди его основных достижений можно назвать... например, повышение выручки, налаживание..., выведение..., запуск... и пр.);
- краткую личную характеристику (ФИО отличает... например, коммуникабельность, доброжелательность, умение выстраивает эффективные взаимоотношения, принципиальность и т.п.);
- указание причин ухода из компании (факультативно), выражение сожаления по этому поводу (факультативно), выражение уверенности в дальнейшей продуктивной карьере и развитии специалиста на новом месте.
Рекомендация, полученная от клиента, может выглядеть похожим образом. Вот ее схема:
- персональные и контактные данные рекомендателя (ФИО, название компании, должность, телефон, адрес электронной почты);
- персональные данные специалиста, его должность в компании и период сотрудничества с рекомендателем;
- круг вопросов, за которые отвечал специалист в рамках сотрудничества;
- его профессиональные достижения в рамках сотрудничества, характеристику как личности;
- традиционный заключительный абзац с сожалением, что специалист уходит, и пожеланием дальнейших успехов».
Кстати, обращаясь за подписью или договариваясь о предоставлении контактного телефона, вы можете невзначай поговорить о том, что рекомендатель будет отвечать, если позвонит представитель компании, в которую вы хотите устроиться.
Это не сговор, а вполне нормальное обсуждение, поскольку на момент такого звонка человек может оказаться не готов к разговору, занят работой, делами и, соответственно, забыть упомянуть что-то существенное. «Законодательство не обязывает работодателей давать рекомендации на увольняющихся сотрудников, — напоминает Андрей Месечко. —
Тем более если у специалиста были натянутые отношения с кем-то из коллег или руководителей, они могут отказать в предоставлении этого документа. Быстро наладить отношения, которые не удалось выстроить в течение продолжительного времени работы в компании, вряд ли получится, поэтому лучше обратиться к тем, кто может положительно отозваться о профессиональных и личных качествах специалиста».
Козырь в рукаве
Но просто получить рекомендацию недостаточно — надо ее вовремя использовать. Ведь если заговорить о ней преждевременно, картина может выглядеть так, будто соискатель стремится что-то скрыть, а если протянуть время, может не представиться подходящая возможность.
Посылать рекомендации вместе с резюме — преждевременно. Достаточно подчеркнуть готовность предоставить их в том или ином виде. «Я бы не советовала отправлять рекомендательное письмо вместе с резюме — это может вызвать вопросы и сомнения у рекрутеров и создать ощущение, что кандидат заранее оправдывается и ищет поддержку во вне, — предупреждает Наталья Валдаева.
— Лучше направить письмо по требованию или уже на продвинутой стадии переговоров».
«Безусловно, полезно иметь электронную копию письма, но посылать ее вместе с резюме — преждевременно, — соглашается Андрей Месечко.— Достаточно подчеркнуть готовность предоставить рекомендации в том или ином виде по требованию потенциального работодателя. Также важно располагать контактной информацией рекомендателей и заручиться их согласием на предоставление ее будущему работодателю: например, если потребуется подтверждение подлинности рекомендательного письма или возникнут дополнительные вопросы. При трудоустройстве в иностранную компанию важно изучить и соблюдать нормы той страны, к которой принадлежит эта фирма».
Очевидно, что рекомендательные письма не являются основной составляющей трудоустройства, но это не значит, что такой документ вам не пригодится.
Начиная поиски, вы можете и не подозревать, какое предложение получите от работодателей. Поэтому стоит заблаговременно запастись хорошими рекомендациями, чтобы во всеоружии встретить свои карьерные перспективы.
Возможно Вас заинтересуют: