На собеседование с попкорном и колой

Автор: Вера ИгнаткинаИсточник: brainity.ru

Давайте вспомним, как мы делимся впечатлениями от просмотра кинофильма в компании друзей. Один говорит, что фильм должен был закончиться так-то, «потому что...», другой говорит, что совсем наоборот, третий заметил неточности в датах, цифрах и тому подобных фактах, четвертый определил сильные и слабые стороны фильма, главных героев и режиссера. То есть мы понимаем, что вроде бы все посмотрели один и тот же фильм, всем он понравился, но нюансы восприятия фильма, ситуации в нем, проблемы, конфликта, поведения главных героев у всех разные. Хотя бы потому, что каждый человек уникален в своем роде и одно и то же разными людьми воспринимается по-разному.

Давайте проведем эксперимент: вот пример, краткое описание сюжета фильма «Как я провел этим летом». Двое оказались на далекой полярной метеостанции на одном из островов Северного ледовитого океана. Один из них, Сергей — начальник, другой, Павел — стажер. Это последний сезон (его продолжительность полгода), после которого станцию переведут в автоматический режим, а смотрителей заберет корабль. Ничего не предвещает беды, но вдруг Павел в отсутствии Сергея получает с базы сообщение, что жена и сын Сергея попали в автокатастрофу и находятся при смерти. Руководство с земли просит Павла сразу же сообщить новость Сергею, и чтобы тот срочно связался с базой — надо принимать решение, что делать дальше — через несколько дней закончится навигация, и, следовательно, им придется провести зиму на станции. Перед Павлом стоит выбор: «забыть» о сообщении либо стать вестником печального события. Что выберет Павел? Как будут развиваться события дальше? Давайте представим возможные варианты ответов.

Человек 1: Надо забыть о звонке. Надо будет руководству связаться с Сергеем, позвонят еще раз. Если скажут, что передавали просьбу Павлу, он сможет отмахнуться, сказав: «Забыл, думал ничего серьезного».

Человек 2: Надо было выполнить просьбу руководства и сообщить Сергею трагическую весть — все-таки Павел — хоть и стажер, но в данных условиях — единственная душа, находящаяся рядом. Друг, как никак. И поддержать друга в беде. Подбодрить.

Человек 3: Надо было передать Сергею, что звонили с земли и просили перезвонить — а те пускай сами сообщают трагическую весть, я-то тут причем?

Три варианта — далеко не исчерпывающий перечень возможных ответов. Кто из них прав или какой ответ наиболее верный? По сути, каждое мнение имеет право на жизнь. Может ли от него что-либо зависеть?

Авторитет при коллективном просмотре с друзьями — вряд ли, а вот прием на работу — да. Как стать авторитетом.

Удивились? Ничего удивительного — в России появился новый вид собеседования — синемалогия. Синемалогия (cineor c греч. — действие, образ вдвижении; logos с лат. — познание, рассуждение, способ анализа) — оригинальная методика, с помощью которой рекрутеры оценивают кандидатов, один из инструментов онтопсихологии.

Метод синемалогии заключается в следующем: кандидаты в группе просматривают фильм, а затем делают последующую интерпретацию.

Рекрутер в это время делает анализ логики и поведения человека, опирающееся на проецирование кинофильма, анализ эмотивных динамик зрителя, активизированных впечатлением от фильма, контактом с кинообразоми.

Термин пришел из Италии: впервые его подробно определил Антонио Менегетти — психолог, философ, художник и бывший священник. Сам он говорил о синемалогии как об одном из инструментов психотерапии.

«Смысл синемалогии состоит в использовании фильма с целью выпустить на волю инстинкты и желания, таящиеся в каждом из зрителей, — писал Антонио Менегетти. — Кинофильм стимулирует проявление тех психических элементов, которые сокрыты внутри нас. Мы получаем возможность увидеть и понять собственные комплексы; зная их, мы обретаем свободу действия и принятия решений в своей жизни».

Традиционное интервью и стресс-интервью, и даже асессмент-центр синемалогия не заменит. Это совсем иной вид интервью. Я считаю, что она может быть дополнительным собеседованием и проводиться между интервью с начальником отдела и сотрудником отдела персонала.

В чем-то синемалогия схожа с методом кейсов. Различия в следующем: если в методе кейсов описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций представлено в виде документов и соискатели должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них, то в синемалогии — описание ситуации представлено картинкой (т. е. на экране), соискатель должен интерпретировать поведение людей в той или иной ситуации, проанализировать это, сделать выводы и рассказать интервьюеру.

О том, как и что он расскажет, и будет зависеть исход интервью. А также от целей компании: сотрудника с какими качествами они видят на этой должности, впишетесь ли вы в коллектив, сможете ли вы разделить ценности фирмы и т. д.

«Метод синемалогии нацелен на то, чтобы выявить специфику мышления соискателя, и помогает определить эмоциональную составляющую, аналитические способности, темперамент, стрессоустойчивость, готовность к реальным, а не заявленным коммуникациям, уровень эрудиции, эмпатии, адаптации и т. п.

Фильм выбирает работодатель, его могут показать полностью или частично. Выбор жанра фильма зависит от цели просмотра. Сюжет фильма может быть не связан с рабочими моментами. Существует много моментов, на которые будет обращать внимание интервьюер — они зависят от цели интервью.

  1. Логика речи — то, как вы пересказываете события, увиденные в фильме. Актуально для профессий, связанных с общением (например, для менеджеров по продажам ).
  2. Умение выделять главное или, наоборот, мелочи, нюансы. Важно, например, для сотрудников руководящего состава (проект-менеджеров, руководителей отдела) и для работников, от которых требуется скрупулезный труд (аналитики или бухгалтеры).
  3. Ваше восприятие ситуации в целом — согласны ли вы с героем (героями) или нет. В данном случае будет необходимо обосновать свою точку зрения.
  4. Ваше поведение или решение в той или иной ситуации. В этом случае вам могут показать фильм не полностью.

Если синемалогия будет использоваться при собеседовании в группе, то в этом случае помимо прочего будет анализироваться ваша работа в команде, умение отстаивать свою точку зрения, желание взять на себя инициативу и высказаться первым.

Минус синемалогии в том, что она занимает достаточно много времени — от 30 до 90 минут плюс время на интерпретацию (беседу) и анализ ответов. Почему бы не дать кандидату решить обычный кейс (допустим, описание той же самой ситуации) — в этом случае затраченное на собеседование время будет в разы меньше.

Кинематограф все же, в первую очередь, взывает к чувствам, а не разуму. Хотя некоторые любят так называемое «качественное кино», где нет места ужасам, фантастике и т. п., а описана реальная жизненная ситуация, но опять же мы сопереживаем героям... А это значит, что опять чувства «включились» в работу.

При этом не стоит забывать, что все, что касается сферы чувств, имеет свойство меняться. Эмоции, вызванные просмотром фильма, могут быть актуальны только в определенный момент, и оценка, данная той или иной ситуации, тоже может во многом зависеть от психоэмоционального состояния кандидата в данный момент.

Для кого может использоваться этот метод? В первую очередь для тех категорий работников, которые работают с людьми — здесь важна эмоциональная составляющая (продавцы, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу и т. п.), а также для представителей креативных профессий (рекламщиков, например).

Возможно, и для руководителей подразделений — здесь в первую очередь будет оцениваться принятое решение, а не эмоциональная составляющая. Кстати, в том фильме Павел так и не сообщил Сергею о трагедии — струсил, и события разворачивались достаточно неожиданно. Посмотрите — не пожалеете.

Оставьте первый комментарий

Узнавайте о самых полезных статьях первыми! Подпишитесь на нашу рассылку!

Читайте в этой рубрике

X

7 популярных статей на сегодня